О НАС       КОНТАКТЫ       РЕСТАВРАЦИЯ МЕБЕЛИ       ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕБЕЛИ   назад



 
СТИЛИ МЕБЕЛИ ДИРЕКТОРИИ И АМПИР


По книге: А.Н. Черепахин «История художественной обработки изделий из древесины», «Мебель Франции. XIX век»
Москва, «Высшая школа», 1987 г.
и материалам Интернета

Стиль ДИРЕКТОРИИ

     Во время буржуазной революции во Франции на смену стилю Людовика XVI приходит более суровый, строгий и простой стиль, который получил свое название, благодаря эпохе Директории, во времена которой он возник.
     Стиль Директории черпал мотивы из разных источников, но в целом он был логическим продолжением постепенного развития стиля Людовика XVI.
     Одной из задач мебельщиков эпохи Директории была умеренность и простота мебели. Зачастую в интерьерах преобладал практически по-спартански простой стиль. Цветовая гамма таких интерьеров сужалась до исключительно белого цвета в окрасе мебели и стен.
     В этот период мебельщики начинают поставлять на продажу мебель двух видов.
1. Бытовую скромную буковую мебель белого цвета, иногда декорированную полосками зеленого, синего или золотого цвета.
2. Более дорогую мебель, в которой просматривается былая помпезность и великолепие. Такая мебель изготавливается из красного дерева, имеет гладкие поверхности. Бронзирование, интарсия и маркетри (инкрустация деревом по дереву) полностью исчезают.
     Основными стилевыми чертами Директории были плавные изгибы, простые прямые формы, идеально гладкие поверхности, небольшой набор декорирования. Обычно прямые, редко сужающиеся внизу, точеные, изогнутые или рубленые ножки. Колонны гладкие, без каннелюров (желобчатых дорожек, выводимых вдоль колонн). Завершение шкафов и боковых щитов кроватей с помощью фронтонов.
     Мотивов декорирования было совсем немного: в основном копья, шлемы, венки, сфинксы, ликторские связки (в древнем Риме - перевязанные ремнями пучки прутьев со вставленными в них топориками, которые несли ликторы), щиты, фавны, пальметки (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева), грифоны (мифические крылатые существа с туловищем льва, головой орла или льва), лебеди, маски.


                                          
                                                   Рис. 41 Мебель стиля директории (Франция)
                                                 а- стул и кресла работы Ж. Жакоба, б – кровать,
                                                            в- шкаф работы Ж. Жакоба
     
     Мягкая мебель обивается гладким или полосатым сукном, иногда шелком или кожей. Головные и ножные щиты кроватей (рис. 1б) одинаковы по высоте, иногда спинки имеют S-образную форму, если смотреть сбоку.

     Корпусная мебель с прямыми ножками, объемы простые, облегченные (рис. 1б); карнизы поддерживаются колоннами или пилястрами с бронзовыми капителями.

АМПИР

 (от фр. empire — «империя»)

     Этот стиль возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века и сменился эклектическими течениями.

     Ампир цитирует римскую классику, использует египетские мотивы. Стиль его интерьера – это стиль аристократии, не выходящий из моды и по сей день. Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир - от французского «empiere», империя.

     В стиле интерьера ампир все призвано показать роскошь: богатые тяжелые драпировки, украшения из металла, на стенах - старинные гравюры, чеканки или картины в красивых рамах. Обои иногда заменялись тканью и тканью же обтягивались абажуры всех ламп в комнате

     Ампир отличается тяжеловесностью, четкостью форм и замысловатостью отделки. Кресла, например, предпочтительнее с низкой спинкой, широкие, мягкие. Комоды, кстати, входящие снова в моду, свойственны именно этому стилю интерьера. В такой комнате также уместны кожаная мебель и массивные напольные светильники с плафонами из ткани.

     Мебель в интерьере ампир можно охарактеризовать как рационалистический классицизм, идеально подходящий для создания интеллектуальной атмосферы. В мебели стиля ампир используется красное дерево, орех, а в России - также и карельская береза.

     Резьба практически не применяется. В качестве декоративных элементов используются бронзовые или позолоченные накладки. Излюбленные мотивы: скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, лавровые венки.

     Для изготовления мебели предпочтение отдаётся темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченной через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных.

     Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед («Ника»).

     Стиль ампир обогатил мебельные формы рядом новых типов шкафов. Другие новинки: узкий сервант, узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды. Кресла в форме древнеримских.

     Как кресла, так и вся другая мебель для сидения, жесткая. В мебели в интерьере ампир отдается предпочтение пышности, в ущерб удобству пользования. Стулья несколько проще кресел, причем их спинке часто придается форма лиры, которая является одним из наиболее употребительных мотивов в украшениях предметов меблировки стиля ампир.

    Стиль интерьера ампир выбирают люди, погруженные в себя, предпочитающие одиночество шумным компаниям.

     Композиция интерьера стиля ампир

     В композиции интерьеров властвовали симметрия, прямая линия, геометрия, устойчивые схемы.

     Кресла, канапе, табуреты расставляли симметрично, в центре помещали круглый стол. Окна и двери драпировали. В интерьерах стиля ампир появились прямые занавеси с широкой каймой внизу. Занавеси скользили на кольцах, нанизанных на круглые стержни, похожие на копья.

     В столовых размещали круглые столы, серванты с фарфором, хрусталем, серебром. Стулья ставили вдоль стен. Стены декорировали узкими пилястрами, панели между ними затягивали тканью, оклеивали бумажными обоями или расписывали клеевой краской. Створки дверей украшали орнаментом с помпейскими мотивами (мотивами в стиле помпейских росписей).

     Для мебели стиля ампир характерны монументальность и нарочитая статичность, которая несколько смягчается светлыми тонами и пятнами позолоченной бронзы.

     К формам античной мебели особенно близка была мебель для сидения (рис. 2а, 2в).

     Стулья по форме близки греческому стулу - клисмос (стулу с серповидными ножками, у которого изогнутые задние ножки держат спинку). Иногда вся боковая часть стула или кресла представляла собой скульптурное изображение льва, лебедя, грифона, крылатого сфинкса. Мебель для сидения обивали алым сукном с черным бордюром, кожей, шелком, осыпанным звездами или розетками на сетчатом узоре.


                                        


                                                                           Рис. 42. Мебель стиля ампир (Франция):
                                           — стул в древнегреческих формах, б — стол с орлами в виде золоченых кариатид,
                                                                          в — кресло по рисунку Персье и Фонтэна,
                                                           г — кровать с балдахином в форме палатки, д — секретер

 
     Опоры столов делали в виде античных колонн и пилонов или пьедесталов, аналогичных мраморным опорам римских столов (рис. 2б), царги украшали бронзовым орнаментом.

     Появились большие круглые столы, маленькие круглые столики на одной ножке, туалетные столы, горки, узкие серванты и массивные тумбы-постаменты цилиндрической формы, которые симметрично размещали по обеим сторонам кровати.

     Многие предметы мебели для жилых комнат: различные шкафы, серванты, тумбы и пр. - изготовляют на ножках высотой более 150 мм. Такие ножки нельзя было устанавливать без жёстких связей между ними. Иначе они перекашивались бы и не могли ничего удерживать. Поэтому высокие ножки связывали так называемыми царгами.

     Кровати часто снабжали балдахинами в форме палаток (рис. 2г).

     Шкафы и секретеры (рис. 2д), делали крупных размеров с большими фанерованными поверхностями. Шкафы, увенчанные карнизами и фронтонами, были похожи на античные храмы.

     В орнаменте активно использовали, как и в стиле директории, древнеримские мотивы: скрещенные мечи и копья, щиты и шлемы, орлы, ликторские связки, лавровые венки, плотно заплетенные венки, пальметки, рога изобилия и инициал Наполеона - N.



 
   
НАЗАД