|
Возвращение к вековой традиции
Икона в киоте в
современной квартире
Москва в
течение восьмидесяти лет после революции формировалась
как город без традиций. Без тех традиций, которые
складывались в Москве веками.
За годы прежней власти население Москвы возросло с
миллиона человек в 1920 году до девяти миллионов к
1989-му. Москва заселялась жителями сельской местности и
провинциальных городов, преимущественно молодежью,
комсомольцами, далекими от религии, Церкви
Приезжие первоначально ютились в бараках, постепенно
перебираясь в тесные коммуналки. В 70 - 80-е годы
прошлого столетия жители стали переселяться в
малогабаритные квартиры с низкими потолками и крохотными
кухнями.
Обстановка жилищ служила исключительно для
функциональных целей. Достоинством её были малые
габариты, доступные цены.
Поскольку религия была строго запрещена, властями
каралось не только наличие в квартирах икон, но даже
разовое посещение церквей.
Сейчас москвичи живут в другую эру. Люди, обладающие
достатком, переезжают в благоустроенные многоквартирные
жилища со свободной планировкой и обустраивают их в
соответствии со своими представлениями о комфорте и
престижности.
В квартирах появились иконы. В сознании людей стали
возникать воспоминания, что сотни лет в доме каждого их
предка обязательно были домашние иконы с образами самых
почитаемых святых.
Икона помещалась в киот, который не только защищал её,
но и придавал торжественность. Она помещалась в «красном
углу» на вышитом плате, украшалась цветами. Эта икона
хранила память обо всех печалях и радостях семьи и как
великая святыня передавалась из поколения в поколение.
Она была главной святыней семьи.
Несколько слов о киоте
Слово
«киот» (кивот) произошло от греческого слова «киботос»,
что означает ковчег.
Значение киота подчас недооценивали, но со временем
отношение к нему изменилось в лучшую сторону. Всё больше
людей стали понимать, насколько важной, даже
неотъемлемой частью иконы является киот. Только он
обеспечивает защиту дорогой для нас святыни, при этом не
скрывая, а даже дополняя её красоту.
Икону пишут истинно религиозные иконописцы. И киоты
также должны изготавливаться не только
высококвалифицированными, но и верующими мастерами,
относящимися к создаваемому ими предмету с глубоким
почтением.
Таковым является Максим Рожков, еще в детские годы и
годы раннего юношества служивший алтарником
православного храма, где он познакомился со своим
Учителем и выполнял отдельные небольшие работы.
|
|